Ко дню рождения В.Д.Бубновой.

Ко дню рождения В.Д.Бубновой.

Ко дню рождения В.Д.Бубновой.

                                            
Известная русская художница Варвара Дмитриевна Бубнова в 1958 году в возрасте 72 лет вернулась на родину, в Советский Союз, из Японии, и поселилась в городе Сухум, где и прожила 20 лет. Жизнь ее была долгой и насыщенной. Она пережила две мировые войны и революцию в России. Воспитанная в лучших традициях русской дворянской культуры, Варвара Дмитриевна на всю жизнь сохранила демократические взгляды.

В.Д.Бубнова родилась в Петербурге 17 мая 1886 года. В 1914 году окончила Петербургскую академию художеств по классу живописи у профессора Н.Н. Дубовского. В годы учебы она познакомилась с Вольдемаром Матвейсом, соучеником по академии. Впоследствии он стал ее мужем. В.Матвейс был из тех молодых людей, которые искали новые пути в искусстве. Его влияние Варвара Дмитриевна ощущала на протяжении всей своей творческой жизни. Благодаря ему она познакомилась с искусством авангарда времен его расцвета, вошла в «Союз молодежи» - объединение левых художников, с которым связаны такие имена, как М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, П.Филонов и другие. Одновременно В.Д.Бубнова училась в Санкт-Петербургском Археологическом институте.

С 1917 года по 1922 год художница жила в Москве, где в течение нескольких лет работала в отделе древнерусских рукописей Исторического музея, сотрудничала в Институте художественной культуры (ИНХУК), где сблизилась с художниками – А.Родченко и его женой В.Степановой. В эти трудные годы она живет интенсивной творческой жизнью: осваивает офорт и ксилографию, пишет маслом, участвует в художественных выставках.

В 1922 году В.Д.Бубнова едет в Японию, сопровождает свою мать Анну Николаевну Вульф, которая направляется к младшей сестре Варвары Дмитриевны известной скрипачке Анне Дмитриевне Бубновой-Оно, вышедшей замуж за японца Сюнъити Оно.  Художница собиралась остаться в Японии на несколько лет, чтобы изучить японское искусство. Обстоятельства сложились так, что она прожила в Японии 36 лет. Вначале она занималась живописью, потом отдала предпочтение графике. Со свойственной ей страстностью и целеустремленностью художница совершенствуется в литографии и достигает высокого уровня техники в этом виде искусства. Бубнова серьезно изучает японское искусство. Особенно привлекла ее внимание черно-белая живопись тушью   «суйбоку-га».

Она пытается понять мировосприятие японцев, философию их искусства. Ей казалось, что в «суйбоку-га» сосредоточены все лучшие черты, присущие японскому искусству: минимум выразительных средств, недосказанность, мудрая простота, высокая духовность. Все это мы находим в работах художницы, переосмысленное на новом уровне. Это можно увидеть в ее пейзажах, портретах, жанровых сценах: «Дорога через деревню» (1945, литография), «Девушка-японка» (1945, литография), «Разговор» (1950-е гг., литография), «Свет и тени» (1946, литография) и другие. Неcмотря на то, что В.Бубнова долгие годы провела в Японии и прекрасно знала японское искусство, творчество ее осталось глубоко русским.
В Японии состоялось шесть персональных выставок В.Бубновой, и все они вызывали неизменный интерес у лучших японских графиков: Тадасиге Оно, Уньити Хирацка, Сико Мунаката, Макото Уэно. Японские художники глубоко ценили Варвару Дмитриевну, как собрата, и симпатизировали ей, как человеку. Бубнова была членом самых представительных творческих объединений «Кокугакай» («Общество отечественной живописи»), «Нипон ханга кекай» («Японская ассоциация гравюры»), «Нипон хангаин» («Институт японской гравюры»).

Литографии В.Бубновой отличаются тонкостью эмоционального содержания, изысканностью форм, совершенством ритма. Художница не ищет эффективных сюжетов, тем. Она подмечает значительное в обычном, повседневном и раскрывает сокровенное в человеке и его жизни: «Полдник в горах» (1944), «Одинокий ужин» (1943), «Отдых в саду» (1940-е гг.), «Крестьянин из Фудзиямы» (1952) и другие. Среди литографий немало портретов многочисленных японских друзей и почитателей таланта художницы: " «Портрет художника Мунаката» (1954), «Девушка-японка» (1958), «Мужской портрет» (1940-е гг.) и другие.  

В Японии В.Бубнова получила признание не только как художник, но и как преподаватель русского языка и литературы. Взяться за преподавательскую работу Варвару Дмитриевну принудили материальные обстоятельства – искусство никогда не кормило ее. И в этом новом для нее деле она достигла высокого уровня. Для нее, выросшей в семье русских интеллигентов, в атмосфере поэзии и музыки, в доме, где некогда бывал Пушкин, стало нравственным долгом и душевной потребностью приобщить молодых японцев к духовным богатствам русской литературы. Она воспитала несколько поколений японских русистов. По мнению японских исследователей русской литературы, особую роль Варвара Дмитриевна сыграла в развитии японского пушкиноведения – достаточно сказать, что все шесть переводчиков «Евгения Онегина» на японский язык были ее учениками или добрыми знакомыми. Постичь глубинный смысл русской классической литературы японским читателям помогали иллюстрации, мастерски выполненные художницей к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого и других русских писателей.

В конце жизни (1982г.) В,Бубнова была награждена орденом Драгоценной короны четвертой степени за заслуги в области распространения русского языка и русской культуры в Японии.
В 1958 году В.Бубнова вернулась на родину и поселилась в Сухуме, где жила ее старшая сестра пианистка Мария Дмитриевна Бубнова (1884-1963), ученица знаменитой пианистки Анны Есиповой, ведущий педагог Сухумского музыкального училища. Она сразу же включилась в художественную и общественную жизнь республики. В 1960 году в Сухум из Японии приехала Анна Бубнова-Оно (1890 – 1979) и остаток своей жизни посвятила музыкально одаренной молодежи Абхазии. Анна Дмитриевна положила начало развитию русской скрипичной школы в Японии. Ее ученики снискали мировую славу. Заслуги выдающейся русской скрипачки отмечены множеством наград японского правительства, в числе которых Орден Священного Сокровища 4-ой степени.

В.Д. Бубнова принимала участие во всех республиканских и всесоюзных выставках абхазских и грузинских художников. Ее персональные выставки прошли с большим успехом во многих городах: в Тбилиси, Москве, С-Петербурге, Сухуме, Вильно, Баку, Ереване, Риге, Львове, Душанбе и других городах. Многие музеи получили в дар работы художницы. В 1959 году В.Бубнова вступила в Союз художников Абхазии и вскоре получила звание заслуженного художника Грузинской ССР.

В цвете вплотную художница начала работать в Абхазии в возрасте 70-80 лет. В.Бубнова пишет акварелью, пастелью, использует смешанную технику. В Абхазии расцвел ее дар живописца. В сфере ее внимания люди и природа. Художница создала множество замечательных портретов: «Портрет Марины Эшба» (1964, бумага, акварель) «Татьяны Шаламберидзе» (1960- гг., бумага, акварель), «Портрет Бэллы Шотт» (1965, бумага, смешанная техника), «Женщина с красным платком» (1966, бумага, акварель) и другие. Обращает на себя внимание мужественной, суровой простотой и благородством облика «Портрет пожилого абхазца» (1960, бумага, пастель). Ее пейзажи отличаются глубоким поэтическим восприятием природы. Бубнова передает ее изменчивое стихийное начало: порывы ветра, движение света, мелькание дождя.

Художница не рассказывает подробно об избранном ею мотиве, она стремится раскрыть поэзию образа, строя его на тончайших ритмах и отношениях. В натюрмортах, пейзажах В.Бубновой ощущается радостное приподнятое чувство, рождаемое красотой и силой природы: «Эвкалипты» (1967, бумага, акварель, уголь), «Сухумская набережная» (1959, бумага, акварель, тушь), «Абхазский дворик» (1963, бумага, акварель), «Сухум. Вечер» (1965, бумага, акварель), «Магнолии» (1959, бумага, акварель, уголь), «В долине Верхней Эшеры» (1962, линогравюра) и другие. В автопортретах выразилось состояние художницы в разные периоды ее жизни. «Автопортрет» 1941 года (литография) выражает тревогу и волнение, «Автопортрет» 1968 года сухумского периода, написанный в сиренево-синих тонах, проникнут нежным лиризмом.

Варвара Дмитриевна умерла в 1983 году, прожила почти 100 лет и оставила нам молодое искусство. Ее творчество, исполненное гуманизма, совершенное по форме, стало заметным явлением в художественной жизни нашей страны. В Абхазии, как и в Японии появились последователи ее творчества – Равиль Мухаммед-Галиева, Всеволод Воронов, Шакро Бокучава и другие.

В.Бубнова не только художник, но и теоретик изобразительного искусства. Ею были написаны трактаты: «О пластическом символе», «О трудной работе художника», «Об искусстве Японии» и другие. Труды Бубновой высоко оценил искусствовед профессор М.Алпатов. Известный скульптор Марина Эшба назвала Варвару Бубнову «украшением рода человеческого».
                                                                                            Сотрудник национальной картинной галереи
                                                                                                                                  Аза Аргун

Возврат к списку